03.04.2017
Можно научить ребёнка высшей математике, заставить вызубрить литературу, играть в теннис, освоить скрипку, поставить безупречный английский и вокал. Но если это происходит за счёт навыков выстраивать отношения, то это, на мой взгляд, очень и очень плохое образование.
В подростковом возрасте каждому ребёнку хочется иметь своё место в коллективе, хочется, что бы его слушали, с ним считались. И чем больше сверстников, которые готовы с ним считаться, тем уверенней и счастливей себя чувствует подросток. Если этого не происходит, то ребёнок часто принимает решение, что с ним что-то не так, что он не в порядке, и дистанция между ним и социумом только увеличивается. Он очень хочет, что бы на него обратили внимание не только мама с папой, но и ровесники. Родители часто занимают одну из следующих позиций:
- Ты должен быть успешным. И тогда к тебе все потянуться. Сделай что-то такое, что бы на тебя обратили внимание.
- Все твои ровесники тебя недостойны. Посредственные, неправильные люди. А ты у нас правильный и особенный.
Когда взрослые транслируют такое своему ребёнку, я думаю вот о чем:
- Да, у успешного человека больше знакомых, но это не значит, что все хотят с ним дружить. Близкие доверительные отношения устанавливаются не из-за успеха, а благодаря человеческим качествам. Способностью и умению слышать другого, понимать эмоциональное поле, верно интерпретировать послания к себе и давать обратную связь. Человеческое отношение к себе не купить успешностью. И второй момент здесь, что если ребёнок всё ещё не купается в успехе, то скорее всего это выше его сил. И родители только подкрепляют его ощущение безысходности, что он никому не интересен, потому что ничего не достиг. И не достигнет.
- Такие 'особенные' дети рано или поздно столкнуться с реальностью. И чем старше они будут становиться, тем больнее и больнее будут эти столкновения. Родительское внимание недостаточное условие для хорошего ощущения себя.
Коммуникация - навык, который оттачивается всю жизнь. Но к подростковому возрасту, если ребёнок не понимает правил общения в коллективе, не имеет друзей, не чувствует границ, то это серьёзная проблема. И эта проблема намного трагичнее, чем тройка по геометрии.
Что бы не случилось в жизни, любому человеку важно иметь круг поддержки. В этом кругу могут быть разные люди, и находится с нами на разной дистанции. Кто-то ближе, кто-то дальше. Но именно этот круг не даёт нам упасть в случае провалов, поражений и кризисов. Падают все, но подниматься всегда легче, если есть кому подать тебе руку, если есть к кому обратиться за помощью, если есть люди, которые тебя поддержат. А для этого не нужно быть особенным, успешным, знаменитым.
И если родители не научили ребёнка к подростковому возрасту выстраивать отношения, то это и их ответственность тоже.
Главный вопрос, что же делать?
Понять, что у мира нет задачи подстроиться под подростка. Это ему придётся адаптироваться к этому миру. И если в младшем возрасте родители могут при желании влиять на отношение остальных детей к их чаду, то начиная с подросткового возраста уже нет. Ему придётся самому что-то делать. И если коммуникативные навыки 'западают', то лучше их прокачать в безопасном пространстве, на подростковых тренинговых группах или в индивидуальной работе с психологом.
Многие думают, что подросток справится сам. Может быть и так. А может быть и нет. И чаще нет, чем да. В подростковом возрасте дети очень уязвимы, используют те стратегии и навыки общения, которые у них есть, и если эти стратегии провальные или способствуют изоляции ребёнка, то самое время ему помочь. Именно в этом возрасте так важно, что бы тебя слышали и понимали, но для этого нужно научиться слышать и понимать самому. Это непросто. И если этого пока не случилось, то есть специально обученные люди, которые могут помочь. Есть психологи работающие с подростками. Индивидуальные занятия или занятия в подростковой группе могут сделать для ребёнка гораздо больше, чем десяток репетиторов по школьным предметам. Потому что именно эти навыки: умение выстраивать коммуникацию, умение тестировать реальность, умение видеть безопасных и опасных людей, и есть основа удовлетворительной жизни в социуме. Близкие, дружественные отношения - это тоже навык. И, на мой взгляд, лучше, когда он есть, жизнь становится светлее и радостнее.